Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

Деятельность - Мероприятия

МОУ « Поломошинская средняя школа»

Правила по русскому языку  для начальной школы

(в стихах)

     Автор: учитель начальных классов

Фоменко Тамара Александровна

2008

 

Правила в стихах                         

  1. Глаголы - исключения.

 

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

  1. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

  1. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.

  1. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

  1. Правописание гласных после шипящих.   

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

  1. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

  1. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

  1. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9.Правописание парных согласных в середине и   конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10.Состав слова.

Приставка.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Корень.

Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.

Суффикс.

После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.

Окончание.

На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

  1. Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.

  1. Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

  1. Имя прилагательное.

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.                                                                                                                    

  1. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

  1. Три  склонения  имён  существительных.

Существительным  зовусь,
На  три  склонения  делюсь:
1 склонение – с  окончаньем – А  и  Я –
Рода  женского  и  мужского, друзья.
2 склонение – род  мужской  без  окончанья,
А  средний  род – О – Е – плавное  звучанье.
3 склонение – род  женский  с  Ь на  конце  всех  слов
Запомни -  это  правило  для  всех  учеников!

  1. Падежи.

Есть  шесть  братьев  падежей
Нет  на  свете  их  дружней.
Согласованно  живут
И  порядок  стерегут.

Именительный  падеж
Самый  главный  он  из  всех.
На  вопросы  кто? что? отвечает
Подлежащим  в  предложении  бывает.                                                                                  

А  теперь  падеж  родительный,
Он  не  менее  значительный.
Нет  кого? чего? – волнуется
И  с  предлогом  в  рифму  согласуется.
(Около,  с,  для,  без,  от,  из,  до,  у,  вокруг,  кроме, после.)

Дательный  падеж – добряк,
Всё  стремится  делать  так:
Дать  кому? чему? Быстрей –
По  к (а) – предлогов  нет  дружней!

Винительный  падеж  всегда  любуется,
Вижу  что? кого?  волнуется,
Через, в  и  на, за, про –
С  предлогом  согласуется  легко.

Творительный  падеж  вещает,
Гордиться  кем? И  чем?  решает.
Предлоги:  между,  с  и  над,  за,  под
Со  словами  дружбу  бережёт.

Предложный  вам  сулит  успех,
О  ком?  О  чём?  Он  думает  о   всех.
Предлоги  он  свои  не  забывает,
При,   в,   об,   о,   на  -  он   громко   восклицает.

Новости

Уважаемые участники образовательных отношений!

По вcем интересующим Вас вопросам в сфере образования  Вы можете  обращаться на:

1. Официальный сайт Управления образования администрации Яшкинского муниципального района

2.Официальный сайт Департамета образования и науки Кемеровской области

3. Электронную приёмную уполномоченного по правам  ребёнка в Кемеровской области -kemerov@rfdeti.ru 

4. Электронную приёмную государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области - glasko@list.ru

5. Электронную приёмную Департамента образования и науки Кемеровской области - recep@info.kem.ru

6. Электронную приёмную Управления образования администрации Яшкинского района - inga45@list.ru

Авторизация